Положение о деятельности студенческих парламентов

Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан

Дети и молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущий человеческий капитал казахстанского общества.

Молодое поколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.

Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодого поколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.

Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, студенты и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияют на качество предоставляемых организацией образования услуг.

В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед казахстанской школой, колледжами и вузами встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.

В республике сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся и студентов к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.

Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения Республики Казахстан взамен школьных и студенческих советов, старостатов, советов старшеклассников, школьных акиматов, студенческих комитетов и аймаков и др. может стать единая структурная модель в виде школьных и студенческих парламентов(далее –Парламент).

Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный / студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», Концепции государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап – 2016-2020 годы), Дорожной карты по проведению года молодежи.

Парламент–  незаменимый помощник администрации школы, колледжа, высшего учебного заведения в решении проблем учебно-воспитательного процесса.

В Парламенте школьники, студенты и педагоги учатся вместе сотрудничать, становятся полноправными партнерами в решении важных проблем.

Парламент – это форма участия обучающихся в соуправлении организацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.

Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитани гражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.

Задачи Парламента:

— создание условий для развития способностей и интересов обучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;

— воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;

— вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;

— развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров.

Структура Парламента состоит из 8 фракций:

  1. Фракция права и порядка.
  2. Фракция информации.
  3. Фракция спорта и здорового образа жизни.
  4. Фракция самопознания и счастья (психология).
  5. Фракция заботы (волонтерство).
  6. Фракция культуры и искусства (музыкальное, художественное творчество).
  7. Фракция дебатного движения.
  8. Фракция экологии и труда.

Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.

Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председатель Комитета по делам молодежи (далее – КДМ).

В каждом классе, каждой группе организации образования избираются депутаты всех 8 фракций.

Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.

Основная форма управления Парламентом – проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами.

Депутатами Парламента могут стать школьники, студенты колледжей и вузов.

Направления проектной деятельности Парламента: экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальные и другие творческие проекты.

Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базе школ, колледжей и вузов создаются проектные офисы (далее – Проектные офисы).

Проектные офисы координируют:

— проектную деятельность фракций Парламента в течение года;

— выборы Президента школы, колледжа, вуза и дни самоуправления;

— участие в работе коллегиальных органов.

В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.

Выборы Президента Парламента проводятся 1 раз в год в сентябре месяце.

Для стимулирования членов Парламента, лидеров школьного и студенческого самоуправления возможны следующие виды поощрений: грамоты, дипломы, медали «Лидер школьного Парламента», «Лидер студенческого Парламента», стипендии, включение успешного проекта в национальную базу социальных инициатив «Платиновые идеи», поездки по Казахстану, оздоровление в РУОЦ «Балдаурен» и др.детских оздоровительных лагерях.

Рейтинги проектов школьных и студенческих проектных офисов, полная информация о парламентах размещается на сайтах школ, колледжей и вузов.

Ежегодно проводится Республиканский слет лидеров школьных и студенческих парламентов организаций образования Республики Казахстан – уникальная республиканская диалоговая площадка лидеров детского и молодежного движения по вопросам развития гражданского общества и роли молодого поколения в укреплении и процветании родины.

Ожидаемые результаты:

— воспитанное молодое поколение честных, добрых и активных личностей;

— повышение статуса и роли органов ученического и студенческого самоуправления в трансформации и модернизации общественного (детского и молодежного) сознания;

— вовлечение обучающихся в проектную деятельность по интересам;

— стабильное и системное финансирование из бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

Положение о деятельности

школьных и студенческих парламентов

 

 

Глава1. Общие положения

 

  1. Настоящее Положение о деятельности школьных и студенческих парламентов (далее – Положение) определяет цель, задачи, структуру, порядок формирования и организации деятельности, права и обязанности органа школьного и студенческого самоуправления – школьного и студенческого парламента.
  2. Школьный и студенческий парламенты являются инициативной, самостоятельной, ответственной общественной формой школьного и студенческого самоуправления, направленного на решение важнейших вопросов детей и молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

3.Орган школьного и студенческого самоуправления–школьный и студенческий парламент (далее – Парламент) создается по инициативе школьников и студентов организаций образования как постоянно действующий координирующий орган для представления интересов обучающихся и действует на основании настоящего Положения.

  1. Каждый обучающийся имеет право избирать и быть избранным в актив Парламента в соответствии с настоящим Положением.
  2. Деятельность и решения Парламента направлены и распространяются на всех обучающихся организации образования.
  3. В своей деятельности Парламент руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.

 

 

Глава2. Цель и задачи Парламента

 

7.Цель Парламента: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи, также возможности для самостоятельного решения обучающимися возникающих проблем.

8.ЗадачиПарламента:

1) реализация творческой активности и самодеятельности обучающихся;

2) содействие защите прав и интересов обучающихся, в том числе в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;

3) содействие руководству организации образованияв решенииобразовательных и научных задач, организации досуга и быта обучающихся, пропаганде здорового образа жизни;

4) содействие организации образованияв проводимых мероприятиях в рамках образовательного и воспитательного процесса;

5) проведение работы, направленной на патриотическоеотношение к духу и традициям организации образования,повышение сознательности обучающихсяи их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу;

6) информирование обучающихсяо деятельности организации образования;

7) участие в формировании общественного мнения о детях имолодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития казахстанского общества;

8) содействие реализации общественно значимых детских и молодежных инициатив.

9.В организации образованиядеятельность Парламентанаправлена на решение и других задач, определяемых с учетов специфики регионаиорганизации образования.

 

 

Глава3. Структура Парламента

 

10.ЛидеромПарламента является президент, избираемый на выборах обучающимися и педагогами организации образования.

11.Президент и члены Парламента избираются сроком на один учебный год.

12.Парламент состоит из президента, его заместителей, лидеров из членов фракций Парламента.  В случае необходимости по решению Парламента в его состав дополнительно избираются члены Парламента из числа обучающихся. Выборы членов Парламента осуществляются на собраниях классов и групп.

 

 

Глава4. Деятельность Парламента

 

13.Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председатель Комитета по делам молодежи (далее – КДМ)организации образования, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Парламент задач и функций.

14.Президент Парламента:

1) руководит деятельностью Парламента и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций;

2) распределяет обязанности между своими заместителями, лидерами  фракций и координирует их деятельность;

3) при выполнении своих обязанностей пользуется правами, предоставленными руководством организации образования.

  1. Парламент представляет на утверждение руководству Положение о  деятельности Парламента организации образования.
  2. Структура Парламента состоит из 8фракций:

Фракция права и порядка.

Фракция информации (пресс-служба).

Фракция спорта и здорового образа жизни.

Фракция самопознания и счастья(психология).

Фракция заботы (волонтерство).

Фракция культуры и искусства (музыкальное, художественное творчество).

Фракция дебатного движения.

Фракция экологии и труда.

Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.

  1. Планирование деятельности Парламента осуществляется на основе плана работы организации образования.
  2. Президент Парламента участвует в работе всех коллегиальных органов организации образования.
  3. Парламент осуществляет связь с государственными и неправительственными организациями.
  4. Парламент взаимодействует с педагогическим коллективом с целью эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией образования.

 

 

Глава5. Права и обязанности Парламента

 

21.Парламент имеет право:

1) участвовать в разработке и совершенствовании положений, планов работ, затрагивающих интересы обучающихся организации образования;

2) участвовать в решении социально-бытовых и финансовых вопросов, затрагивающих интересы обучающихся, в том числе в распределении средств организации образования, дотаций и средств, выделяемых на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, отдых и лечение;

3) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка организации образования, а также студенческих общежитий;

4) участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности;

5) рассматривать и участвовать в разбирательстве заявлений и жалоб обучающихся организации образования;

6) запрашивать и получать в установленном порядке от председателя КДМ организации образования информацию, необходимую для деятельности Студенческого парламента;

7) определять и использовать законные формы протеста для защиты прав и свобод обучающихся;

8) принимать непосредственное участие в планировании, подготовке, проведении и анализе внеучебных мероприятий организации образования;

9) принимать участие в работе клубов, создаваемых в организации образования.

22.Парламент обязан:

1) проводить работу, направленную на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу организации образования, укрепление учебной дисциплины и правопорядка в учебных корпусах и студенческих общежитиях, повышение гражданского самосознания обучающихся, воспитание чувства долга и ответственности;

2) проводить работу с обучающимися по выполнению Устава и правил внутреннего распорядка организации образования;

3) содействовать руководству организации образования в вопросах организации внеучебной деятельности;

4) своевременно рассматривать в установленном порядке все заявления и обращения обучающихся, поступающих в Парламент;

5) проводить работу в соответствии с Положением и планом деятельности Парламента на учебный год;

6) поддерживать социально значимые инициативы обучающихся;

7) содействовать созданию необходимых социально-бытовых условий, также условий для учебы и отдыха обучающихся;

8) представлять и защищать интересы обучающихся перед руководством организации образования, государственными органами, общественными объединениями, иными организациями;

9) информировать руководство организации образования о своей деятельности.

 

Глава 6. Обеспечение деятельности Парламента

 

  1. Руководство организации образования создает условия, необходимые для обеспечения деятельности Парламента, предоставляет в безвозмездное пользование помещения (кабинеты), средства связи, оргтехнику и другие необходимые материалы.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *